Искать:

Блокада Ленинграда. Чтобы помнили

Сколько написано книг, сколько снято фильмов, сколько спето песен о самой страшной странице Великой Отечественной Войны — блокаде Ленинграда, а мы всё равно не перестаём ужасаться, слушая рассказы очевидцев.

Для нас и наших детей — эта война является историей, мы знаем о ней только из учебников и книг. И дай Бог, чтобы таких событий в истории нашей страны больше не повторялось.

8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада Ленинграда.

«Январский гром», также Красносельско-Ропшинская операция, или Операция «Нева-2», крупная военная операция советских войск, проведённая в январе 1944 под командованием генерал-майора И. И. Федюнинского и генерал-полковника И.И. Масленникова юго-западнее Ленинграда. Привела к полному снятию блокады Ленинграда и отбросила противника на расстояние 60—100 км от города.

Ленинградцы празднуют два дня снятия блокады — 18 января, когда свершился прорыв блокады, и 27 января, когда осада города была снята полностью. В нашем городе живут очевидцы тех событий. В основном, это дети блокадного Ленинграда. Многие из них не помнят тех событий, так как были малы, но знают о них по рассказам родителей. Мне удалось договориться о встрече с Эльвирой Ивановной Ильиной, наша беседа состоялась в «Совете ветеранов», который работает при администрации города.

—  Эльвира Ивановна, вы родились в Ленинграде?

—  Да. Мой отец был военным и служил на Балтике, а мама была заведующей «скорой помощью» при воинской части. Она по образованию врач. Я не помню блокаду, но хорошо знаю о ней по рассказам бабушки и мамы.

—  Расскажите, пожалуйста.

—  Так как родители оба были военными, врачи ведь военнообязанные, а мама ещё и в воинской части работала, с первых дней войны они были в действующей армии. Со мной и с младшим братишкой осталась бабушка, хотя брату на тот момент всего восемь месяцев было. Мама редко, но прибегала домой, а отец вообще такой возможности не имел. Мама каждый день выезжала на передовую за ранеными. Однажды вернулись, выгрузили раненых из машины, принадлежавшей госпиталю, все до предела измотанные, уставшие, а ещё раненых нужно на носилках в госпиталь занести и всем помощь оказать. Мама попросила шофёра помочь им, но в последний момент на помощь подоспели выздоравливающие солдаты, и водитель обрадовался, что ему удастся отдохнуть. «Поднимайся к нам, чаю выпьешь,» — предложила ему мама. «Нет, — говорит водитель, — устал очень, посижу в машине, покемарю». Мама с другими врачами дошли до третьего этажа, когда услышали взрыв, бросились к окну, а на месте, где только что стояла их машина, огромная воронка. Знаете, мама очень часто этот случай вспоминала, всё говорила: «Ну, почему он с нами не пошёл?». А и правда, кто знает: почему? Судьба, наверное.

Голод в Ленинграде был жутким. Бабушка не знала, чем нас с братом кормить. Однажды дошла до такого отчаяния, что стала копаться в мусорном бачке на улице. Тогда все копались, хотя, что там можно было найти? Бабушке повезло, она нашла настоящую рыбью голову. Представляете, рыбья голова в умирающем от голода городе? Ну откуда она взялась? Кто мог выкинуть такое сокровище? Бабушка принесла эту голову домой и сварила суп. И мама, и бабушка потом всю свою жизнь утверждали, что никогда ничего вкуснее не ели. Мама даже сказала однажды: «Как начинаю вспоминать, закрою глаза и вкус той ухи во рту ощущаю».

Братишка всё же умер от голода, а когда пустили по Ладоге «дорогу жизни», нас с бабушкой эвакуировали. Всю дорогу бабушка держала меня на руках. Не потому, что я была маленькая, а потому, что от голода я не могла уже стоять, ноги не держали. Эвакуировали нас на Соловки. Там мы и жили вместе с бабушкой, а родители к нам приехали уже после войны. Мама — Таисия Васильевна Никольченко — умерла в январе этого года, не дожив до своего столетия всего четыре месяца. Люди той поры имели просто стальной внутренний стержень. Привыкшие к лишениям и трудностям они были намного крепче нынешнего тепличного поколения. Мама до последнего делала зарядку и обязательно по два часа в день гуляла. Всегда говорила: «Как бы ты ни была занята , прогулка — это необходимость. Возьми себе за правило и никогда от него не отступай». Очень любила читать, на её тумбочке осталась недочитанная книга, Пикуль «Пером и шпагой». Мама любила эту книгу и читала её уже в третий раз.

Я тоже пошла по маминым стопам. Закончила медицинский и 35 лет отработала в санчасти ОАО «Себряковцемент». У меня двое детей, трое внуков. Хотела бы, чтобы внучка тоже в медицину пошла, но она хочет быть юристом. Что ж ей жить, ей выбирать.

Мне хотелось бы сказать огромное спасибо «Совету ветеранов» за возможность встречаться и общаться. В такое непростое время очень приятно, что проводятся мероприятия, чаепития, да и просто можно прийти и посидеть в уютной обстановке.

Мы попрощались с Эльвирой Ивановной. Подтянутая, стройная с модной сумочкой на плече, даже не верится, что она была в блокадном Ленинграде. Наверное, действительно, эти люди со стальным стержнем.

Мы поздравляем всех Ленинградцев, да и всех кому дорога память о нашей истории, с этим поистине великим историческим событием. Здоровья вам и всех благ.

Особенное поздравление тем, кто пережил блокаду, это:

  • Белаева Мария Алексеевна.
  • Биндусова Тамара Николаевна.
  • Вагина Евгения Михайловна.
  • Дмитриева Ольга Николаевна.
  • Ильина Эльвира Ивановна.
  • Мельникова Зоя Георгиевна.
  • Трофимова Раиса Владимировна.

А также поздравляем участников тех событий:

  • Захарова Дмитрия Иосифовича и Марченко Григория Васильевича.

Люди, выстоявшие в блокаду и не отдавшие врагу город на Ниве, были обычными людьми, но они смогли не пасть духом, не сломаться и победить. Мы же можем отплатить им только памятью.

Татьяна Лесничина

Комментарии посетителей

Для добавления комментария, необходимо авторизоваться
0 комментариев