Искать:

Долгожданная, всем сердцем желанная...

Нашему земляку Ф.Т.Решетникову 19 апреля этого года исполнилось бы 105 лет. Долгую и суровую жизнь прожил Федор Тимофеевич, прошел три войны, остался жив и ещё много лет трудился в народном хозяйстве.

Родился Федор Тимофеевич Решетников на лесном кордоне в семье лесничего. Когда Федя подрос, семья, где было четверо детей, переехала в с.Сидоры. Шла гражданская война. Кадетские войска врывались в села и хутора и расправлялись со всеми, кто, так или иначе, поддерживал советскую власть. Потянулись на восток обозы с беженцами. Семья Решетниковых вместе с другими односельчанами тоже выехала из Сидор. Под Усть-Медведицкой их догнали белые. Вступили в бой, и маленький Федя подносил отцу патроны.

Шли, отступая к Саратову. Там несладко пришлось семье Решетниковых. Федя, чтобы не умереть с голоду, ходил просить кусочки хлеба по селам. Когда белых разбили, семья вернулась в родное село. Отец одним из первых вступил в колхоз и стал колхозным пекарем. И сейчас старики в Сидорах помнят пекаря Тимофея Решетникова. Хлеб он пек на славу. Федя подрос и стал работать в колхозе. В 1935 году его призвали на действительную военную службу на дальний Восток, служил на Амуре 4 года. Вернулся в родное село.

В г. Серафимовиче закончил курсы шоферов-трактористов, устроился в городе Михайловке шофером в восьмую автоколонну. Но недолго проработал молодой специалист. В октябре 1939 года он был призван в армию. С Западной Украины их полк направили на Финскую войну. - Зимой, - вспоминал Федор Тимофеевич, - мы пошли в наступление. А снега в Финляндии очень много, страшный мороз. Финны все на лыжах, а мы шли по пояс в снегу да ещё тянули орудия. Кончилась война. Вернулся Федор Решетников в Михайловку.

Стал вновь работать в автоколонне шофером, подумывал о женитьбе. Страшный 1941 год. С первых дней войны Федор в армии. В начале его направили в учебный полк под Сталинград, а после окончания курсов в составе минометного полка на оборону Москвы.

- После ночного перехода наш минометный полк подошел к назначенной высоте, чтобы занять оборону, - вспоминал Федор Тимофеевич. – Это было на ближних подступах к Москве. И вдруг налетели немецкие самолеты. Вокруг грохотали взрывы, молодые солдаты прыгнули в большую воронку, я, прикрывая их, спрыгнул сверху. И тут нас накрыло взрывом. После боя нас откопали, но остался жив только я один. Как меня откопали, я не помню, очнулся уже в санитарном поезде.

Поезд привез Федора в Уфу, в госпиталь. Пролечился он там 8 месяцев, а оттуда был направлен в 181-й стрелковый полк под Сталинград. - Выгрузили нас в Иловле, и пошли мы на Калач. В памяти на всю жизнь остались облепленные снегом, шатающиеся от усталости солдаты с белыми бровями, с ресниц течет растаявший снег. Ни ватник, ни шинель тепла не держали, оно выдувалось ветром, - рассказывал Федор Тимофеевич. - И по этой степи двигались наши батальоны, грохотали танки и артиллерийские тягачи. Иногда в белой мгле возникала перестрелка, неизвестно было, кто стреляет и в кого, неумолимо действовал приказ: «Вперед, только вперед!».

Veteran_3F65D

В боях за г.Калач Федор решетников был ранен. - В атаку пошли, бегу, а в сапоге хлюпает, думал, вода, а там кровь. Повезло, чуть повыше угоди пуля – и отвоевался бы навсегда, - делился воспоминаниями Решетников. Федора отвезли в госпиталь. После лечения солдат был направлен на 4-й Украинский фронт в 45-ю мотострелковую бригаду.

Запомнилась ему и Корсунь-Шевченковская операция. Ожесточенные бои шли по всей Правобережной Украине. Дороги раскисли. Автомашины с грузом часто застревали. Войска использовали для перевозки конные, воловьи и даже коровьи упряжки. Нередко снаряды и мины солдаты переносили на руках. - Не забыть никогда мне Сиваш, - рассказывал Федор Тимофеевич.

– Наступление шло через лиманы, плавни, переполненные водой, а о дорогах даже страшно вспоминать: это были потоки непролазной грязи, буквально засасывающие и пехоту, и артиллерию. А немец сидел на господствующей высоте и бил, бил… 29 апреля началась артиллерийская подготовка. Сто минут вся артиллерия фронта вместе с авиацией долбила оборону противника. В воздухе одновременно находилось до сотни самолетов. Здесь дрались наши лучшие асы А.И.Покрышкин, братья Дмитрий и Борис Глинка.

Пять дней шли бои. К исходу 4 мая сопротивление врага было сломлено. Девятого мая 1944 года город-герой Севастополь был возвращен Отчизне. В последующие дни и месяцы наступление протекало столь же трудно: выбили противника из Польши, вошли в Восточную Чехословакию. Здесь и встретил День Победы Федор Тимофеевич Решетников. - Судьба оказалась ко мне милостивой: прошел три войны, три раза был ранен, но выживал и – опять на фронт. До сих пор в душе испытываю чувство гордости: честно выполнил долг воина Советской страны, - говорит Федор Тимофеевич.

В 1947 году возвратился солдат домой. В село вернулось 5 человек, остальные погибли. Как же завидовали родителям Федора односельчане! Ушли на фронт два сына и оба вернулись живыми. В этом же 1947 году пошел Федор в свою 8-ю, теперь уже 97-ю автоколонну работать шофером и проработал там с 1940-го по 1974 год, до пенсии. - А теперь, - с горечью говорил Федор Тимофеевич, - никто в колонне меня и не вспомнит.

Ждал, что придут на мой День рождения, но никто не пришел. Вспомнят ли на День Победы? Федор Тимофеевич жил с сыном, снохой, внуком. Родные окружали его заботой и любовью. Он часто рассказывал внуку о своих ратных подвигах, показывал свои награды, а их у него немало. Он был прекрасный собеседник, интересный человек. Светлая память герою!

Л.Иванникова, источник: газета «Призыв» от 26.04.2005 г., опубликовано с согласия родственников Ф.Т.Решетникова

Комментарии посетителей

Для добавления комментария, необходимо авторизоваться
0 комментариев