Цивилизация, одарив человека своими благами, пытается взять взамен его здоровье. В настоящее время уже никого не удивляют дети, целый день просиживающие в школе, а дома играющие в компьютерные игры или смотрящие телепередачи. Поэтому актуальной проблемой, на наш взгляд, является совершенствование физического воспитания школьников на уроках физической культуры.
В новом федеральном государственном образовательном стандарте уроку физической культуры отводится немаловажная роль. Физическая культура – уникальный учебный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике и решает задачи формирования у человека необходимых ему двигательных навыков и умений.
Три часа физкультуры в современном мире – необходимость. Разработчики стандарта справедливо исходили из установки, что урок физкультуры развивает двигательную активность обучающихся средствами различных видов спорта. Главное, чтобы ребенок овладел основами технических действий, приемов и физических упражнений, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.
Согласно ФГОС, уже с первого класса, ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о способах его укрепления, а также о негативных факторах, ухудшающих его. Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни.
Большую работу по всестороннему физическому воспитанию обучающихся, внедрению в школьную жизнь новых ФГОС проводит коллектив школы № 7. Нам, учителям физической культуры, предоставили возможность планировать урок с опорой на мнение учащихся. И благодаря этому в корне изменился подход к самому уроку. На современном уроке физической культуры, как и на уроках по другим предметам, вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику мы привлекаем обучающихся к поиску и использованию необходимых средств и способов достижения целей, учим контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, формируя таким образом познавательные универсальные действия (УД).
В процессе урока школьники приобретают способность критично оценивать успех и неудачи, свои и чужие поступки, анализировать их, не унижая достоинства личности. К примеру, после проведения каждого этапа эстафеты идет обсуждение результатов в командах. Тем самым формируются оценочные суждения. Обучающиеся стараются оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения (коммуникативные, личностные УД).
Обучающиеся на уроках и во время внеурочных занятий при развитии различных двигательных способностей, скоростно-силовых и др. качеств, выполняя различные упражнения, оценивают свои возможности, проявляют характер, демонстрируют волевые усилия, например, в игровой и соревновательной деятельности: эстафетах, подвижных, спортивных командных играх и т.д. (регулятивные УД).
Применительно к урокам физической культуры появилось такое понятие, как «домашнее задание». Это вовсе не означает, что ребенок корпит над книгами. Да он имеет возможность общения с учебником. Но основной упор в домашнем задании делается на развитие двигательной активности в игровой форме. Естественно, учитываются особенности и способности каждого ребенка. Для нас не главное - сдан или не сдан норматив. Наша цель - отследить путь овладения ребенком навыков выполнения тех или иных физических упражнений, наблюдая, как ребенок совершенствуется, помогая ему в этом.
Учителями физической культуры совместно с администрацией школы разработан план мероприятий по реализации комплекса ГТО и пропаганде олимпийского движения. Для повышения заинтересованности учащихся помимо сдачи нормативов ГТО в программу включены разнообразные мероприятия, направленные на развитие творческих способностей учащихся. Школьные волонтеры пропагандируют здоровый образ жизни посредством профилактических бесед, акций, тренинговых занятий, флешмобов. Участники агитбригады языком театра рассказывают о пагубном воздействии на организм алкоголя, табака, наркотиков, призывают к занятиям спортом, музыкой, танцами. Конкурсы, викторины, олимпиады дают возможность ребятам получить дополнительную информацию о значимости занятий физкультурой и спортом для здоровья каждого. Соревнования по различным видам спорта, подвижные игры «Веселые старты», «Богатырские потешки», «Всей семьей – на старт», Дни здоровья и др. способствуют физическому совершенствованию наших школьников.
Решая проблему повышения мотивации у обучающихся к занятиям физической культурой, вовлечения в образовательный процесс тех учащихся, которые по состоянию здоровья временно не выполняют физические упражнения, мы пришли к выводу, что компьютер и различные компьютерные программы, возможности интернет - ресурсов могут оказаться большим помощником в работе с этой категорией детей. Возможности интернет-ресурсов помогают не просто объяснять, рассказывать но и показать технику выполнения движений, упражнений на примере знаменитых спортсменов. Освещать теоретические вопросы, исторические факты и события Олимпийских игр, комплекса ГТО, знакомить с биографиями великих спортсменов мы можем, используя на уроках демонстрационные средства (мультимедийные презентации, слайды, картины, анимации, видеозаписи). Причем (мы уже убедились в этом на собственном опыте) эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами намного выше, чем показ схем и таблиц.
Сегодня физическая культура – это не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей, над укреплением здоровья детей. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь им осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, самосовершенствуется. Такого человека мы стремимся “создавать” и воспитывать.
Учителя физической культуры МКОУ СШ № 7.
Комментарии посетителей
Молодцы!!!