Искать:

Мир без ограничений

Ольга Югансен

Сегодня — то время, когда мы много знаем и слышим об обеспечении ВСЕХ людей равными правами и свободами. В частности, множество международных и государственных актов говорит о том, что инвалидам гарантируются равные с другими гражданами возможности реализации своих прав и свобод. То, какую по важности роль занимают в обществе дети, а в последствии и взрослые с ограниченными возможностями — важный показатель нравственного здоровья нации и благополучия государства в целом. А общественная жизнь каждого из нас начинается уже в детстве — в детском садике. От того, насколько мы ощущаем себя членами общества в детстве зависит и то, насколько активными членами этого самого общества мы станем, повзрослев. Чувствуют ли себя частью социума михайловские детки с особенностями в развитии? Об этом и пойдет речь ниже.

ОТ ТЕОРИИ…

То, что дети с ограниченными возможностями порой обладают большими талантами и способностями, чем дети обыкновенные, - прописная истина психологии. Это понятие называется «сверхкомпенсацией». Суть его заключается в том, что в организме, в котором нарушено функционирование одного из органов, его работа компенсируется усиленной работой центральной нервной системы, утончая и совершенствуя психические процессы. Но есть и очень важная оговорка. Развить свой потенциал «особый» ребенок может только при условии, что окружающая среда будет благоприятной для этого. На описанном принципе базируются специальные программы обучения и коррекционного воспитания дошкольников. Такие программы созданы для восьми групп детей: глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями деятельности опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушениями интеллекта. Все программы направлены на социализацию детишек и подготовку к обучению их в школе. Причем, готовить их необходимо с учетом особенностей деток, те же цели, что и в обычных программах достигаются иными средствами, иным путем. В идеале каждый ребенок, который по мнению медиков, педагогов и психиатров, имеет необходимость в таком подходе, обязательно должен посещать детское дошкольное учреждение, это будет гарантией его подготовки к дальнейшему обучению в школе, будь то специализированное учебное заведение или обычная общеобразовательная школа. Только когда ребенок уверен в своих силах, он чувствует себя уверенно в обществе, в том числе и школьной среде.

К ПРАКТИКЕ…

В крупных городах существуют сады комбинированного вида, в которых наравне с обычными группами детей, есть группы, занимающиеся по индивидуальным программам. Например, в Волгограде такие сады есть в каждом районе, во многих районах – по несколько. В Михайловке же ситуация намного более удручающая. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, полным отсутствием слуха или зрения на практике лишены возможности посещать детский сад. В Михайловке попросту не обеспечена такая возможность, специальных групп в наших садах нет, а общие группы эти детишки посещать априори не могут. И получается, что попросту сидя дома детки не только не развиваются, а все более и более отдаляются от жизни общества — живут в своем собственном мирке. Государство выплачивает социальные пенсии и пособия, существуют программы реабилитации таких деток, но это все – лишь дополнительные меры, которые не могут достичь основной цели – социализации детей.

Ситуация с детишками, у которых ослаблено зрение, много лучше. В Михайловке есть целый детский сад «Радуга», в большинстве групп которого дети с раннего возраста воспитываются и обучаются по специальным программам. Правда общий бич настоящего времени для любого детского сада – переполненность групп – присущ в том числе и «Радуге». Есть великолепные логопедические группы в «Светлячке» и «Солнышке». И родителям деток с особенностями речи, известно, как непросто попасть в эти группы. Это говорит о том, что группы востребованы, результаты специализированного подхода очевидны для родителей. И ясно, что проблема недостатка групп с индивидуальным подходом стоит остро. Но такие группы «бьют по карману» детского садика и бюджета. Наполняемость групп в идеале должна быть меньше стандартной. Зарплаты педагогов, работающих в специализированных группах, должны быть выше. Помимо обычной ставки двух воспитателей, для такой группы необходима ставка дефектолога. Сегодня не в каждом садике есть дефектолог, который проводил бы регулярные осмотры детей с целью выявления особенностей, а специалист на группу - это уж точно роскошь!

Есть в городе и группа для детей с нарушениями слуха в саду «Тополек», правда сурдопедагога в ней нет. Вопрос спорный – стоит ли изолировать детей с особенностями от детей «стандартных», не реализуя при этом специальной программы.

Пример из личной практики. В СОШ № 1 не так давно практиковалось деление школьников, перешедших в пятый класс, по принципу качества успеваемости. «Отличники» - в один класс, «хорошисты» - в другой, «троечники» - в класс с литером «Г» (я думаю, не трудно догадаться, как расшифровывали сами школьники, а иногда и некоторые учителя, букву Г), и социально запущенные дети попадали в класс «А», в него же собрали и детей из детского дома. Я сама в это время училась в этой школе и на себе испытала все «трудности применения» теории на практике. Цели-то были благие – обеспечить индивидуальный подход к детям с разным уровнем способностей. Но на практике получилось что-то вроде каст – я в классе «Б», значит, я «высшего сорта», а ты в классе «А» - ты второсортник.

ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЛИ ПРАВИЛО

Нетрудно догадаться, как чувствуют себя дети с особенностями, посещающие общие группы, а потом без специальной подготовки попадающие в общеобразовательную школу. Сверстники, а иногда и сами воспитатели, зачастую считают их «браком» общества. Чаще всего одаренные и талантливые ребята оказываются в аутсайдерах. И это несмотря на то, что при правильном подходе можно развить таланты детей. Можно привести массу примеров, когда люди с ограниченными возможностями достигали высочайшего уровня развития личности, преодолевая преграды на своем пути благодаря правильному обучению и воспитанию. То, что инвалиды детства становятся абсолютно полноценными членами общества — не исключение, это правило.

Вывод напрашивается сам собой — несмотря на ограниченные возможности нашего бюджета, ограниченное количество мест в детских дошкольных учреждениях и многие другие ограничения, искать выход нужно — этому нас учат сами «особые» детки.

Яркий пример - Ольга Ивановна Скороходова. Советский учёный-дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук. Работая в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, она являлась единственным в мире слепоглухим научным сотрудником. При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. В детстве потеряв зрение и слух, обучалась по специальной программе в Харькове. Ее стихи как нельзя лучше демонстрируют и отношение общества к особенностям других людей, и самоощущение последних.

Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше - чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим, вдохновенным
Я соткала жизни красочный узор.

Если вас чаруют красота и звуки,-
Не гордитесь этим счастьем предо мной.
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.

Комментарии посетителей

Для добавления комментария, необходимо авторизоваться
0 комментариев