Искать:

Воскресная школа ждёт Вас

В последнее время в России вновь начали открываться воскресные приходские школы, о которых все уже давным - давно позабыли. Город Михайловка не является исключением. Чтобы подробней узнать о таких учреждениях в нашем городе, мы встретились с катехизатором Храма Святого Николая Чудотворца Игнатовым Александром Александровичем. Он поведал нам много нового и интересного по-поводу воскресной школы и с удовольствием ответил на наши вопросы.

- Александр Александрович, когда в нашем городе появились воскресные школы?voskresnaya_shkola_9D945

Детская воскресная школа существовала у нас в Свято-Никольском храме достаточно давно и при других настоятелях. Взрослая школа тоже не исключение.  Я в свое время был ее учеником.  После того как  сменился настоятель храма, примерно два года был застой и обе школы пришли в упадок. Затем в наш храм  пришёл отец Алексей Шамов, я тогда заканчивал Волгоградское духовное училище при университете Сергея Радонежского. Вот настоятель и определил мне послушание, поднимать нашу школу. Были  восстановлены все ученики, которые её не закончили.

Это был, конечно очень сложный период, потому что мне самому надо было многому учиться, ведь я никогда не занимался педагогической деятельностью. Многое в школе пришлось внедрять путем проб и ошибок, но постепенно жизнь школы налаживалась. А со временем появились и друзья соратники: Биндусов Владимир Ильич и Буртовая Антонина Ивановна, которые очень многое сделали в организации учебного процесса. А сейчас мы пригласили для работы преподавателей с педагогическим образованием. Это является веянием времени т.к., сейчас ведётся речь о качестве преподавания.

- Как организовывалось  обучение в воскресных школах?

- Каждая школа имеет свою программу. Я тоже сначала начал искать программу, которая подходила бы для детей 8-12 лет. Здесь мне помогли методические разработки студентов Московской Духовной Академии. Сейчас в нашей уделяется епархии много внимания для налаживания системного духовного образования, как детей, так и взрослых. Дается направление, в котором должно проходить обучение. Но и здесь мы можем его варьировать, какую-то тему можно усилить, а что-то опустить в зависимости  от нужд прихода, в зависимости от нужд города. Ведь в каждом городе всё по-разному: засилие сект, засилие безнравственности, преступность -  это всё накладывается на духовно-нравственный  климат в городе.

- Каким образом протекает работа со взрослыми людьми?

- Со взрослыми, конечно, всё значительно сложней. Дело в том, что дети более восприимчивые к познанию, они интуитивно чувствуют незнание. А взрослый человек считает, что он всё знает. Я второй год провожу катихизаторские беседы перед таинством крещения с крёстными родителями или взрослыми, которые крестятся сами. И с каждым  днём всё сильнее убеждаюсь, что у нас в сфере духовности полнейшее одичание.

Приходящий в церковь человек заранее уверен, что он многое знает. У него сложились определенные стереотипы о жизни церкви.  А когда задаешь простой вопрос: « как имя Бога, которого почитают христиане?» - редко кто дает правильный ответ, что Имя христианского Бога - Пресвятая Троица. Взрослого сложно убедить, что нужно учиться, убедить, что он многого не знает, усмирить его гордыню. Ведь взрослые люди считают,  что окончив школу или университет  они всё знают. А другие учатся всю жизнь и развиваются. Так и здесь.

Кода первый год восстановили детскую школу, решили, что нужен кружок и взрослым. Мы с батюшкой много думали, затем разработали программу. В школу записалось около двадцати человек, но половина не стала ходить. Первый год у нас закончили 12 человек. Интересно, что к нам на беседы ходят две женщины, они уже в преклонном возрасте. Одна из них посещает компьютерные курсы,  и вот ее слова: «Я открыла удивительный мир. Я увидела безбрежные границы познания и мне страшно жалко, что у меня так мало времени. Я не могу изучить многого».

- По какой программе учится взрослая воскресная школа?

- У нас имеется определённая программа, которая позволяет человеку познать  основы христианской жизни и богослужения. Взрослые изучают 2 направления: 1)изучение священного писания (библейские чтения) и 2) катехизация, т.е. изучение основ православной веры. Эти беседы мы называем воскресной школой, но это скорее всего клуб единомышленников. Её нельзя назвать дискуссионным клубом, но можно назвать встречей, беседой. Хотя мы имеем определённую программу, всё же строим её на диалоге.

Есть такая трудность для человека, который мало воцерквлён, который не регулярно ходит в храм: у него мало возможности встретиться со священником, а иногда он просто стесняется, чтобы задать вопрос, узнать, как настроить  свою духовную жизнь. А на наших беседах эти проблемы можно разрешить. Конечно мы не священники, но на многие вопросы поможем найти правильный ответ.

- Есть ли какие – то традиции, которые являются неправильными и о которых можно рассказать именно взрослой воскресной школе?

- Есть в жизни каждого прохода традиции, которые не имеют канонического обоснования. Вот к примеру говорят, что матери нельзя присутствовать на крещении своего ребёнка. В некоторых храмах это применяется на практике. Но это просто древнее правило, что женщины после родов  40 дней находятся в плотской нечистоте и ей нельзя присутствовать на богослужении. После 40 дней она приходит с ребёнком в церковь и  над ней читаются очистительные молитвы, тогда  она может присутствовать на крещении своего ребёнка. Дело в том, что в древней церкви ребёнка крестили на 8 день. Естественно, мать не могла присутствовать там.

- Почему некоторые родители боятся пускать детей в Церковь, тем более, в детскую воскресную школу?

-Люди боятся, что если их дети начнут ходить в церковь, то они  станут монахами или людьми с ограниченным кругозором - «затюканными».  Существует определенный стереотип православного человека: бородатый мужчина и женщина в длинной юбке и платке. Но это не правильно. Это внешнее проявление благочестия, но зачастую о внутреннем, истинном, благочестии  забываем. А надо не внешним видом, а образом жизни доказывать, что православие – это вера любви и радости.

- Какие вопросы освещает воскресная школа для детей?

- У нас трёхгодичная школа. С детьми мы изучаем 3 основные дисциплины: 1.Священная история, - история Ветхого завета и Евангельская история. Здесь мы рассказываем о сотворение мира и человечества, о пришествии Иисуса Христа, о Его страданиях, смерти и воскресении. Вторая тематика - вероучительная, ребёнок познаёт устройство храма, основы христианского вероучения. И третье - это богослужение, что происходит в храме,  и на каком языке всё читается и поётся. Мы изучаем основы церковнославянского языка, для того, чтобы ученики понимали, о чём поётся на богослужении. Дети на практике учатся христианской любви и милосердию.

Поэтому мы начали сотрудничать с Михайловской специальной коррекционной общеобразовательной школой – интернатом IV вида. Наше присутствие помогает детям, которые имеют ограниченные возможности зрения, социализироваться с помощью наших детей, а наши дети учатся проявлять милосердие и сострадание по отношению к детям-инвалидам. В западном обществе инвалидов уважают, а у нас в России смеются над ними ещё со школы. Поэтому мы учим своих детей любви к ближнему. Главная цель и главная задача воскресной школы - чтобы ребёнок научился любить.

- В какие дни будут проводиться занятия в детской и взрослой воскресных школах?

- Занятия начинаются с 16 сентября. Это традиция, Потому что церковный год или богослужебный  начинается с 1 сентября  по старому стилю. И в этом году воскресение у нас попадает на 16 сентября. Тем более, дети должны войти в колею после летних каникул. В 11:00 у нас будет открытие занятий в детской школе, состоится общее родительское собрание вместе с детьми, потом они разойдутся по классам, встретятся там с преподавателями. Занятия во взрослой школе начнутся в 14:00.

-Хотелось бы Вам привнести что-то новое в свои занятия и в саму воскресную школу?

-По большому счёту, хотелось бы на базе воскресной школы создать что-то наподобие православного христианского клуба, чтобы не заканчивалось тем, что прихожане после богослужения расходились по домам даже не зная, как друг друга зовут. Нет общения.  Зачастую у многих (особенно женщин) семьи не полностью воцерквлённые и им не с кем поделиться своими духовными переживаниями. В большинстве случаев православный человек одинок в этом человеческом море. Хочется, чтобы как можно больше прихожан участвовали в жизни церкви, помогали друг другу, и не проходили мимо чужой беды и одиночества. И мы будем к этому стремиться.


Ольга Звягинцева

Комментарии посетителей

Для добавления комментария, необходимо авторизоваться
0 комментариев