Искать:

День Святой Троицы

                                       День Святой Троицы

Настоящим началом истории Церкви, ее рождением явился праздник Пятидесятницы 30 года.

Иерусалим был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Внезапно внимание народа привлекла группа галилеян: охваченные вдохновением, они обращались к народу со странными речами. Одни сочли их пьяными, но других поразило, что этих людей из Галилеи понимали даже те, кто не знал арамейского наречия. Тогда вышел Петр, ученик Иисусов, и сказал, что настало время исполнения пророчеств, когда Дух Божий почиет на всех верных. «Мужи израильские! – воскликнул он – Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и , пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому что ей невозможно было удержать Его».

Сила речи Петровой была ни с чем не сравнима. В тот же день тысячи иудеев приняли крещение во имя Иисусово…

Что же произошло с учениками? Что внезапно превратило их в смелых провозвестников Христа?

Никакие исследования историков не могут дать ответа. Здесь – тайна Духа Божия, Который был послан Иисусом для укрепления Его рождающейся Церкви.

С того момента, когда над учениками пронесся таинственный звук, подобный шуму ветра, и вспыхнули языки небесного пламени, они стали другими людьми. Те, кто совсем недавно в страхе бежал из Гефсимании, начинают всемирную проповедь Евангелия.

Их не остановят ни угрозы архиереев, ни истязания, ни тюрьмы. За ними придут новые поколения. Против них вооружатся властители и философы, чиновники и полиция. Но, распятые, сжигаемые, гибнущие на аренах цирков, они устоят в силе Духа.

Мутной волной нахлынут соблазны и искушения: мнимые христиане, мнимохристианские императоры, недостойные пастыри, лжеучители и раскольники. Но ничто не сможет сокрушить Церковь Христову.

Праздник Пятидесятницы – день явления Духа Божия в Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Сын-Логос создал ее, воплотившись на земле, Дух действует в ней. Поэтому праздник ее рождения именуется днем Святой Троицы.

В русской народной традиции праздник Троицы связывался с проводами весны и встречей лета. В этот день храмы и дома издавна принято украшать березовыми ветвями и цветами в честь Духа Божия животворящего.

Протоиерей А. Мень.

Тропарь, глас 8-й

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

О Троица, Боже наш! Простое Существо, создавший и душу нашу по образу Твоему, да в Тебе жизнь и мир свой имеем! О Троица, Питательница и Надежда наша! Даждь нам в Тебе единой всегда надежду свою полагать, в Тебе единой жизнь и покой обретать. О Троица! Ты, как мать, носишь всех нас на руках Своих и всех нас питаешь из рук Своих, как нежная мать! Ты никогда не забудешь нас, ибо Ты Сам сказал: Забудет ли женщина грудное дитя свое…но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49,15), т. е. не перестану питать, охранять, защищать и спасать тебя. Еще Ты Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя  (Евр.13,5). Для чего же мы беспокоимся о пище, для чего жадничаем, пересыщаемся, лакомимся? Для чего жалеем уделить ближнему? О, окаянство! о, слепота! о, самолюбие грязное! о, нелюбовь к Богу и ближнему! Ведь в лице ближнего – Бог, а мы Богу Самому жалеем Его же даров! Вспомни, как щедро наградил духоносный Елисей пророк женщину Соманитянку, принимавшую его от всей души в дом свой и простосердечно его угощавшую! Он испросил ей у Бога сына и потом, когда сын умер, воскресил его.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Троица

Ах Троица, ах, Троица,

Зеленая пора!

Как дышится, как молится,

Как звонится с утра!

Лишь только солнце двинется

И заблестит росой,

Земля, как именинница,

Возрадует красой.

Лежит пучками полными

Во всех углах полынь,

И голубыми волнами

Плывет землей теплынь.

И сердце очищается

Любовью ко всему.

И так легко прощается.

Когда идешь к Нему.

Многие ли из нас знают Духа Святаго?

Если спросить, большинство, вероятно, скажут, что нет, потому что не только не ощущают Его, но и ощущая, не понимают, что это пребывает в них Дух Святой. Между тем весьма важно знать о присутствии Святаго Духа. Иисус Христос сказал о Святом Духе так: Дух дышит, где хочет, и голос  Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит (Ин. 3,8). Это значит, что присутствие Святаго Духа в сердце, прикосновение Его к сердцу нашему возможно слышать, чувствовать и ощущать, но нельзя лишь заранее определить времени, когда может произойти Его посещение. Дух Святой вселяет в человека веру, дает ему надежду и свет; без Него никто не может иметь истинной живой веры. И самый ученый мудрец без просвещения Духом Святым в делах Божии, в Его домостроительстве есть совершеннейший слепец. Напротив , самому неученому, простому человеку Дух Святой может  открыть и показать дела Божии, может дать ему почувствовать сладость Небесного Царствия. Человек, имеющий в себе Духа Святаго, чувствует в душе своей необыкновенную радость, доселе совершенно ему неведомую. Дух Святой вселяет в сердце человека истинную любовь, и для того, одушевленного истинной любовью, нет потом ничего трудного и невозможного, для него никакие законы и заповеди нетрудны и удобоисполнимы. Вера и любовь, даруемые человеку Святым Духом, есть такие величайшие и сильнейшие средства, что имеющий их может легко идти по пути, ведущему в Царствие Небесное. Сверх того, Дух Святой дает человеку силу противиться прелести мира. Такой человек, хотя и пользуется земными благами, но не прилепляется к ним своего сердца. Напротив, человек, не имеющий в себе Духа Святаго, при всей учености и благоразумности своей в той или иной степени всегда раб и поклонник мира. Дух Святой дарует человеку премудрость в делах и поступках.

Итак, видите, братия и сестры, какое большое значение имеет для человека Дух Святой! Поэтому всем нам необходимо искать Духа Святаго, иметь Его в себе, подобно тому, как имели Его святые апостолы: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны».

Протоиерей Валентин Мордасов

 Сошествие Святого Духа на Апостолов

Святых Апостолов семья

В молитве тихой пребывает

И, веру чистую тая,

К Христу с надеждою взывает,

Исполнен каждый светлых дум,

Молитвой тихой вдохновлялся…

Внезапно точно ветра шум

По тихой храмине раздался.

То, в виде светлых языков,

Сходил к ним Дух Святой, сияя,

И на главах учеников

Почил, их светом осеняя.

И шум пронесшийся затих,

Едва коснувшийся их слуха,

И сонм Апостолов святых

Исполнился Святаго Духа.

Оставив храмину, пошли

И, ставши пред учениками,

Им поучения вели.

Толпа внимающих людей

Теснится молчаливым строем,

И взор скрывает иудей

Под низко спущенным повоем.

Иерей И. Рыскин

Солнце слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно: Троицын День сегодня! Над моей головой зеленая березка, дрожит листочками. У кивота, где Троица, тоже засунута березка, светится в ней лампадочка. Комната кажется мне другой, что-то живое в ней.

На мокром столе в передней навалены всякие цветы и темные листья ландышей. Все спешат набирать букетцы, говорят мне – тебе останется. Я подбираю с пола, но там только рвань и веточки. Все нарядны, в пикейное, и все мне кричат: не обзеленись! Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам березки, в передней даже, словно не дом, а в роще. И пахнет зеленой рощей.

Мы идем все с цветами. У меня ландышки, и в середке большой пион. Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. В дверях ничего невидно от березок, все задевают головами, раздвигают. Входим как будто в рощу. В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой. И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно. Иконостас чуть виден, кой - где мерцает позолотца, серебрецо, -  в березках. Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми – глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться. Везде березки: они и на хоругвях, и у Распятия, и над свечным ящиком-закутком, где я стою, словно у нас беседка. Не видно певчих и крылосов, - где-то поют в березках. Березки и в алтаре – свешивают листочки над Престолом. Кажется мне от ящика, что растет в алтаре трава. На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами за березки, и они шелестят над ним. Это что-то… совсем не в церкви! Другое совсем, веселое. Я слышу – поют знакомое: «Свете тихий», а потом, вдруг, то самое, которое пел мне Горкин вчера, редкостное такое, страшно победное:

«Кто Бог великий, яко Бо-ог наш? Ты еси Бо-ог, творя-ай, чу-де-са-а-а!..»

Там в березках, невидимо, смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками. И ничего не страшно. С нами пришли березки, цветы и травки, и все мы, грешные, и сама земля, которая теперь живая, и все мы кланяемся Ему, и Он отдыхает под березкой. Он теперь с нами, близко, совсем другой, какой-то совсем уж свой. И теперь мы не грешные.

Все это здесь, со мною, пришло с березками: и березовый, легкий воздух, и небо, которое упало, пришло на землю, и наша земля, которая теперь живая, которая – именинница сегодня.

Ночью я просыпаюсь…-гром? В занавесках мигает молния, слышен гром. Я шепчу – «Свят-свят, Господь Саваоф!» - крещусь. Шумит дождик, и все сильней, - уже настоящий ливень.

Прошел по земле Господь и благословил их и все. Всю землю благословил, и вот – благодать Господня шумит за окнами.

И. Шмелев «Лето Господне»

 

Материал подготовлен по благословению иерея Дмитрия Макарова, настоятеля Свято-Троицкого прихода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии посетителей

Для добавления комментария, необходимо авторизоваться
0 комментариев