Искать:

Масленица - язычество?

С седьмого февраля вступила в свои права масленичная неделя — красочный праздник, уходящий вглубь истории своими корнями. Кажется, будто нет более русского праздника, чем масленица! И думается многим, что все Русские люди этот праздник должны встречать с особым настроем, с добрым сердцем и… готовыми к употреблению вкуснейших блинов желудком! Но не тут-то было…

—  Масленица пришла к нам из язычества, как же церковь относится к столь бурным гуляниям?

—  На время Масленицы ещё не все посты кончились, — рассказывает настоятель прихода Казанской божьей матери Отец Вадим.

—  Неделя, которую вы называете масленичной, по христианским обычаям называется сырной. Это как раз тот период, когда человек получает молочную пищу для того, чтобы были силы в грядущем посту. Блины есть не возбраняется, но слишком усердно это делать не стоит, всё-таки скоро великий пост, к нему нужно подготовиться и достойно войти в него.

—  Это две крайности… Сначала масленица — кушай сколько хочешь, а сразу за ней пост — практически голодовка!?

—  Пост это не голодовка! И мы знаем, что есть определённые категории людей (страдающих от различных заболеваний), которым разрешаются не только послабления в посту, но даже мясо. Дело в том, что для них уже есть смиритель плоти. Они терпят последствия болезни, и во многом она их ограничивает. Поэтому, чтобы не нарушить ещё одну заповедь — не убий, в том числе и самого себя, людям, у которых есть проблемы со здоровьем, разрешается питаться независимо от постов.

Есть ещё один очень важный момент: сейчас стало «модным» соблюдать пост, и люди забывают — это не диета, тут важно морально и нравственно себя хранить и духовно возрастать во время воздержания от той или иной пищи. Поэтому, пост — это время, которое мы посвящаем богу. Все мы живём в миру, в постоянной суете, в житейских заботах, а время поста нужно для того, чтобы немного отстраниться от житейских неурядиц и позаботиться о своём духовном состоянии.

—  Как же церковь относится к древним языческим традициям, нашедшим место в современной жизни?

—  Действительно, на масленицу мы очень часто видим проявление страшных языческих обрядов. Вот, сейчас жгут соломенных чучел, провожают зиму — все эти обычаи идут от язычества, всегда церковью подобные традиции порицались, тем более не приемлема традиционная масленичная «объедаловка» блинами, когда чуть ли не обязательным является съесть блины и у тёщи, и у зятя, и у каждого уважаемого родственника… Если мы посмотрим церковный календарь, богослужения во время масленой недели, которые называются сырными, потому что можно есть молоко, сыр, а мясо есть нельзя — эти богослужения очень похожи на великопостные. То есть уже мы потихоньку должны смиряться, готовиться к скорому наступлению поста, а как можно в разгорячённой плоти войти в первый день поста с одышкой от блинов и объевшись сметаны?

Тут много противоречий — получается, что в тот момент, когда нужно готовиться к посту, наступает масленичная неделя и все без исключения выбегают на улицы, жгут чучело зимы, потом спешат к родственникам на блины, и тут уж совсем не до православных мыслей. В то же самое время — спросите Русского человека, верит ли он в бога, ходит ли в церковь, соблюдает ли традиции своего народа и своей веры — он ответит громко и без раздумий: «Да!».

Вот она, загадочная наша душа — в праздник разгуляется, в пост — усмирится,а между тем и другим нет промежутка. Мы — люди крайностей.

Попитич Е.

Комментарии посетителей

Для добавления комментария, необходимо авторизоваться
0 комментариев